Эволюция ресторанного меню


Меню в ресторане – это не просто перечень блюд и напитков, которые доступны к заказу здесь и сейчас. Его значение выходит далеко за рамки небольшого фрагмента картона или бумаги с напечатанной информацией для гостя. Помимо официантов и другого персонала, на ресторанное меню тоже возложена задача наладить контакт с посетителем, добиться его расположения, остановить от желания покинуть заведение, посоветовать сделать заказ и, самое главное, замотивировать посещать ваш ресторан, кафе или отель снова и снова. 

Поэтому планирование, разработка, дизайн меню для ресторанного бизнеса был, есть и будет критичным этапом в его развитии. В истории человечества есть истории, когда именно удачная гастрономическая карта заведения стала символом успеха. В то же время есть совершенно противоположные истории, когда бизнес дошёл до краха из-за халатности в отношении меню.

 

Зарождение ресторанного меню

В некотором значении, меню – это связь между гостем и заведением, а также форма устного договора. Когда официант предлагает посетителю рассмотреть меню либо оно появляется на сайте или в социальных сетях ресторана – таким образом ваше заведение делает публичное предложение клиенту. А значит, персонал берёт на себя обязательство приготовить блюдо в точности с описанием и указанными ингредиентами. 

На протяжении веков гости заведений общественного питания просто заходили внутрь и уже на месте узнавали, что сегодня готовит повар. Это блюдо или несколько блюд были тем, что они будут сегодня есть. Спустя годы, когда кафе и рестораны развивались и стали конкурировать между собой, гостям начали предлагать варианты. И чтобы ознакомить их с этим вариантами, появились написанные на табличках и бумаге меню.

 

Особенности первых печатных меню

Варианты меню, приближённые к современным, стали изготавливать в XIX веке. Считается, что первое печатное меню появилось в Париже. И причина тому проста: именно тогда стали активно появляться новые техники печати, позволяющие дополнить текст с красивым шрифтом привлекательными и незаурядными рисунками. В кругах экспертов первой современной версией печатного меню принято считать документ 1855-го года, созданный в честь императрицы Евгении при дворе Наполеона III. 

Кстати, даже при появлении печатных меню акцент делали не на список блюд и напитков. В центре внимания была исключительно обложка, ведь именно на неё возлагали обязательства привлекать внимание потенциальных гостей. По этой причине нередко на лицевой стороне изображали обнажённых женщин. В оформлении списка блюд действовало обратное правило: чем больше декоративных элементов, тем сложнее читать и выбирать. Таким образом, само меню выглядело минималистично.



Поэтому в дизайне и полиграфии царила простота. Меню состояло из традиционных категорий: закуски, основные блюда, гарниры, десерты. Описание ингредиентов или отсутствовало вовсе, или было минимальным, чтобы не занимать пространство на бумаге. Исключением были элитные рестораны: меню в таких заведениях были более подробными, с красивыми названиями и модными во всем мире французскими словами. В такую манеру эти заведения обосновывали свой уровень цен. 

В целом, меню ресторанов были очень стандартизированными. Только в конце ХХ века появилась возможность развивать дизайн и подачу своего заведения посредством печатной продукции. Можно было создавать новые стили, форматы, регулярно менять меню… Однако параллельно с такими возможностями у ресторанов появились новые расходы: на дизайн, печать, замену.

 

Знаете, что отличает меню ХХI века? 

Его больше не нужно оформлять в привычном формате, печатать, передавать в руки гостю, затем забирать назад, чистить, хранить, обновлять… Глобально оно устарело настолько, что гости могут пользоваться своими же смартфонами. Главное – заведениям больше не нужно выделять отдельный бюджет на эти нужды. 

Современные меню для ресторанов не нуждаются в печати, потому что мир уже давно шагнул в онлайн. Рестораны сумели полностью отказаться от печатных меню, предлагая своим гостям чёрно-белый штрих-код, при сканировании которого смартфонами их перенаправят на полноценное QR-меню. Поскольку пользователи привыкли находить всю нужную информацию в интернете за пару кликов, ознакомление с предложением вашего ресторана в digital-формате – приживается быстро (точнее уже прижилось во всём мире). 

Поэтому новые, актуальные, удобные меню с доступом по QR-коду уверенно вытесняют другие форматы. У вас ещё нет онлайн-меню? Поверьте, пора узнать и попробовать!